Четверг , 1 октября 2020
Home / Майнинг / Библия не-взаимозаменяемых токенов: всё, что необходимо знать о NFT

Библия не-взаимозаменяемых токенов: всё, что необходимо знать о NFT

Не-взаимозаменяемые токены (Non-fungible либо NFT) – это неповторимые цифровые предметы с правами владения на блокчейне. Примерами могут служить предметы коллекционирования, игровые предметы, цифровое искусство, билеты на мероприятия, доменные имена и даже записи о владении физическими активами. Если вы уже некое время вращались в криптовалютном пространстве, то, возможно, слышали о термине «не взаимозаменяемый токен» либо «NFT». И не принципиально, верите ли вы в это, относитесь ли скептически либо совершенно не понимаете, что же все-таки это такое – этот пост, в любом случае, вам.

Над данным материалом работали основоположники платформы OpenSea – наикрупнейшго цифрового рынка для NFT. Они лицезрели практически любой проект, связанный с NFT – запущенный с конца 2017 года, тех пор, когда возник 1-ый эталон NFT. Хоть какому, кто скажет им о новеньком проекте NFT – они обязуются выслать игровую карту Gods Unchained. Ведь, так они услышат о этом проекте, и может быть, в некий момент свяжутся с его разрабами.

Экосистема NFT – это сплочённая группа неописуемых новаторов: от энтузиастов до разрабов, от бизнесменов до живописцев. И для представителей OpenSea – большая честь быть частью этого общества.

Этот пост является подробным обзором не-взаимозаменяемых токенов: технической анатомии ERC721, истории NFT, также распространённых заблуждений относительно NFT. Стоит возлагать, что это будет животрепещуще, как для новичков, так и для тех, кто уже понимает о NFT, но, желает лучше осознать аспекты их внутренней работы.

Что такое не-взаимозаменяемый токен?

Не-взаимозаменяемые токены – это полностью обычная вещь. В свою очередь, заменяемые активы – это уже не круто!

Большая часть обсуждений относительно не-взаимозаменяемых токенов, обычно, закручиваются вокруг представления о взаимозаменяемости, как «возможности подмены чего-либо схожим предметом». Может быть, это только усложняет осознание темы.

Чтоб получить наиболее наилучшее представление о не-взаимозаменяемом активе – просто задумайтесь о тех вещах, которыми владеете. Кресло, в каком вы сидите, ваш телефон, ноутбук, и всё, что вы сможете приобрести либо реализовать на eBay – всё это попадает под категорию не-взаимозаменяемых [или полу- взаимозаменяемых] вещей.

Взаимозаменяемые, полу-взаимозаменяемые и не-взаимозаменяемые активы

Как оказывается, взаимозаменяемые активы, на сей день, теряют актуальность. И традиционный пример взаимозаменяемого актива – это валюта. 5 баксов – это постоянно 5 баксов, независимо от серийного номера на определенной банкноте либо того, что эти 5 баксов находятся на вашем банковском счёте. Возможность поменять пятидолларовую купюру на другую пятидолларовую купюру, да хоть на 5 однодолларовых купюр, делает валюту взаимозаменяемым активом.

Хотя, взаимозаменяемость относительна, и это работает лишь при сопоставлении сходу нескольких вещей. Как пример – билеты бизнес-класса, эконом-класса и первого класса. Любой билет в своём классе, в принципе, взаимозаменяем, но, недозволено просто поменять билет первого класса на билет второго класса. Да, даже кресло, на котором вы сидите, можно поменять на кресло той же модели, но, лишь в этом случае, если вы, к примеру, не разрабатывали специального крепления конкретно к вашему креслу.

Любопытно, что взаимозаменяемость полностью быть может личной. Стоит возвратиться например с билетами: человек, который хлопочет о том – посиживать ему около окна либо, напротив, прохода, может не считать два схожих билета в эконом-класс взаимозаменяемыми. А редчайшая копейка в один цент, которая для кого-либо будет стоить этот же один цент – в очах собирателя становится еще дороже.

В предстоящем станет понятно, что некие из схожих аспектов стают необходимыми при представлении предметов на блокчейне.

Не-взаимозаменяемые токены на базе блокчейна

Цифровые активы существовали ещё до возникновения криптовалют с момента возникновения веба: баллы авиакомпаний, игровые валюты и т.д. Доменные имена, билеты на действия, игровые предметы и даже дескрипторы в соц сетях, таковых как Twitter либо Facebook – всё это не-взаимозаменяемые цифровые активы. Они только различаются по собственной привлекательности, ликвидности и сопоставимости.

И почти все из их неописуемо ценны. К примеру, Epic Games лишь в 2018 году заработала $2,4 миллиардов на продаже костюмов к собственной бесплатной игре Fortnite. В свою очередь, по неким прогнозам, рынок билетов на мероприятия достигнет $68 миллиардов к 2025 году, а рынок доменных имён продолжает созидать устойчивый рост.

Да, у нас есть тонны цифровых вещей, но, на самом деле, мы ими фактически никогда не обладали. Вправду – в которой степени мы «владеем» этими цифровыми вещами? Да, если цифровое владение значит лишь то, что предмет официально принадлежит для вас, а не кому-то другому, то, в неком смысле, вы владеете им. Но, даже если цифровое владение походит на владение чем-либо в физическом мире (свобода владения и право передачи на неопределённый срок), то в отношении неких цифровых активов – это не постоянно работает. Попытайтесь реализовать игровой шкура Fortnite на eBay, и вы поймёте, как трудно перемещать цифровые активы от 1-го человека к другому.

И вот, где на сцену выходит блокчейн! Он дозволяет обеспечить координационный уровень для цифровых активов, предоставляя юзерам право владения и управления. Блокчейн добавляет несколько неповторимых параметров к не-взаимозаменяемым предметам, что меняет опыт взаимодействия юзеров и разрабов с этими активами.

Стандартизация

Классические цифровые активы, такие как билеты на мероприятия либо доменные имена, не имеют единой системы реализации в цифровом мире. К тому же, играм, быстрее всего, будет нужно другой подход к реализации внутриигровых предметов, нежели системе реализации билетов. Размещая не-взаимозаменяемые токены в общедоступном блокчейне – создатели имеют возможность применять общие, повторно применяемые и наследуемые эталоны, которые будут относится ко всем не-взаимозаменяемым токенам. Сюда относится таковой базисный функционал, как владение, передача и обычное управление доступом. Также, поверх имеющихся, можно применять доп эталоны, к примеру, спецификации для наиболее обеспеченного отображения NFT снутри приложений.

Это аналогично остальным «строительным блокам» в цифровом мире, таковым как JPEG/PNG для изображений, HTTP для запросов меж компами либо HTML/CSS для отображения контента в вебе. Блокчейн дозволяет добавить «слой сверху», предоставляя разрабам новейший набор гибких примитивов, на которых можно создавать приложения.

На сей день, эталоны NFT разрешают свободно перемещать эти токены меж разными экосистемами. Когда разраб запускает новейший проект NFT – токены могут сходу отображаться на 10-ках кошельков от разных компаний, продаваться на различных торговых площадках, и, с недавнешнего времени, отображаться в виртуальных мирах. Это сделалось вероятным поэтому что открытые эталоны предоставляют понятный, согласованный, надёжный и разрешённый API для чтения и записи данных.

Торговля

Более симпатичной индивидуальностью, основанной на продуктивном содействии, является вольная торговля на открытых торговых площадках. В первый раз юзеры имеют возможность свободно перемещать продукты за границы их начальной среды и на тот рынок, где они могут пользоваться таковыми доп преимуществами, как аукционы в стиле eBay, торги [по собственной цене], пакетирование [объединение нескольких товаров в один пакет], и получение оплаты в хоть какой валюте, к примеру, в стейблкойнах либо внутренней валюте какого-нибудь приложения.

Таковым образом, для разрабов игр таковая действенная реализация активов представляет собой переход от закрытой экономики к открытой рыночной экономике. Разрабам игр больше не надо без помощи других управлять каждой частью собственной экономической системы: начиная от поставок ресурсов и заканчивая ценообразованием и контролем над капиталом. Заместо этого они могут дозволить вольным рынкам созодать эту тяжёлую работу за их.

Ликвидность

Возможность моментальной реализации NFT-токенов приводит к общему увеличению ликвидности. Торговые площадки NFT могут обслуживать самую различную аудиторию: начиная от хардкорных трейдеров и заканчивая наиболее начинающими игроками, что дозволяет расширить доступ к активам наиболее широкому кругу покупателей.

Буквально также, как бум ICO 2017 года породил новейший класс активов, основанный на токенах с моментальной ликвидностью, NFT расширяет рынок неповторимых цифровых активов.

Неизменность и доказуемый недостаток

Смарт-контракты разрешают разрабам устанавливать жёсткие ограничения на поставку NFT-токенов и обеспечить им неизменные характеристики, которые нереально поменять опосля выпуска активов. К примеру, разраб может программным путём обеспечить создание лишь определённого количества определенного редчайшего актива, при всем этом, сохраняя количество остальных, наиболее распространённых активов, нескончаемым.

Также, создатели могут закодировать в блокчейне определённые характеристики так, чтоб они не изменялись со временем. Это, в особенности, принципиально для искусства, которое, в значимой степени, опирается на доказуемый недостаток необычного произведения.

Программируемость

Непременно, как и классические цифровые активы, NFT стопроцентно программируются. Механика разведения в CryptoKitties (о которых мы побеседуем ниже) «запекалась» конкретно в смарт-контракт, который отвечает за представление цифровых котов. Почти все из современных NFT имеют наиболее сложную механику, такую как ковка, крафт, выкуп, случайная генерация и т.д. Место дизайна много способностей.

Эталоны NFT-токенов

Эталоны являются тем, что делает NFT-токены по-настоящему сильными. Это даёт разрабам гарантию того, что активы будут вести себя особенным образом, и дозволяет буквально обрисовать индивидуальности взаимодействия с главными функциями.

ERC721

ERC721, в первый раз сделанный разрабами CryptoKitties, стал первым эталоном для не-взаимозаменяемых цифровых активов. ERC721 – это унаследованный эталон смарт-контрактов на Solidity, упрощающий для разрабов создание новейших договоров, совместимых с ERC721, средством их обычного импорта из библиотеки OpenZeppelin.

На веб-сайте OpenSea расположено полезное управление [англ.] для желающих сделать собственный 1-ый договор ERC721.

По сути, эталон ERC721 относительно прост: он обеспечивает сравнение неповторимых идентификаторов (любой из которых привязан к одному активу) с адресами, которые, в свою очередь, соединены с обладателем этих идентификаторов. Также, ERC721 дозволяет передавать активы средством способа TransferFrom.

По большенному счёту, эти два способа – это всё, что для вас будет нужно для работы с NFT: возможность проверить, кому и что принадлежит, и возможность переместить актив. Также, эталон предоставляет доп функции, некие из которых очень важны для торговых площадок NFT, но, {само по себе} ядро NFT достаточно обычное.

Анатомия ERC721

ERC1155

ERC1155, был внедрён командой Enjin, и привносит в мир NFT идею полу-взаимозаменяемости. В ERC1155 идентификаторы соединены не с отдельными активами, а с целыми классами активов. К примеру, идентификатор может представлять класс «клинки», а кошелёк обладать 1000 единицами этих клинков. В этому случае, способ balanceOf дозволит показать количество клинков, принадлежащих определенному кошельку, и юзер сумеет передать хоть какое количество клинков, средством способа TransferFrom.

Принципиальным преимуществом таковой системы является её эффективность: если с ERC721 юзер захотит передать 1000 клинков, то ему будет нужно поменять состояние смарт-контракта для всякого из клинков, используя способ TransferFrom, а в случае с ERC1155 – будет нужно только один раз вызвать способ TransferFrom для всех клинков сходу. Правда, эффективность чревата потерей инфы: сейчас недозволено отследить историю перемещения для всякого клинка по отдельности.

Но, всё же стоит направить внимание, что ERC1155 представляет собой расширенную версию эталона ERC721, а это значит, что актив ERC721 быть может сотворен с внедрением функций ERC1155. Таковым образом, у юзера просто будет отдельный идентификатор и указание количества «1» для всякого актива. Благодаря этому преимуществу, мы, в крайнее время, становимся очевидцами возрастающей популярности эталона ERC1155.

Не так издавна, команда OpenSea сделала репозиторий на GitHub для начала работы со эталоном ERC1155.

Анатомия эталонов ERC20, ERC721 и ERC1155

ERC20 сопоставляет адреса с суммами, ERC721 сопоставляет неповторимые идентификаторы с обладателями, а ERC1155 имеет «вложенное сравнение» как с идентификаторами, там и с суммами.

Компонованные NFT

Компонованные NFT, основанные на эталоне ERC-998, представляют собой шаблон, который соединяет воединыжды внутри себя как не-взаимозаменяемые активы, так и взаимозаменяемые активы. Сейчас, развёрнуто всего несколько схожих компонованных NFT, но, есть основания полагать, что существует масса увлекательных способностей их внедрения.

«В CryptoKitties можно ввести, к примеру, когтеточку и блюдце для пищи. Блюдце может стоить несколько обыденных заменяемых токенов. Если я продам кота, то я продам и всё его имущество».

Эталоны не на Ethereum

Да, сейчас, NFT применяется, в главном, на блокчейне Ethereum, но, и на остальных блокчейнах также возникло несколько схожих эталонов. Проект DGoods, разработанный командой Mythical Games, нацелен на создание функционального эталона для разных блокчейнов, начиная с EOS. Проект Cosmos также разрабатывает модель NFT, который можно применять в составе Cosmos SDK.

Метаданные для не-взаимозаменяемых токенов

Как уже упоминалось, способ ownerOf дозволяет отыскать обладателя NFT. К примеру, используя запрос ownerOf (1500718) в смарт-контракте CryptoKitties – можно узреть, что обладателем CryptoKitty #1500718, на 10.01.2020, являлась учётная запись с адресом 0x6452… Это можно проверить, посетив акк CryptoKitties на OpenSea либо их оф.веб-сайт CryptoKitties.co.

Но, как смотрится CryptoKitty #1500718? Как насчёт его имени и неповторимых атрибутов?

И вот тут потребуются метаданные, которые предоставляют описательную информацию для всякого определенного кота. В случае с CryptoKitty – это имя кота, его изображение, описание и любые доп черты, которые ещё именуют cattributes.

В случае сотворения заявки на событие – метаданные могут включать в себя дату действия и тип заявки, также имя и описание.

Метаданные для обозначенного выше кота могут смотреться приблизительно так:

Но, тут возникает вопросец: как и где хранить эти данные, чтоб к ним могли обращаться приложения, которые с работают с NFT?

On-chain против Off-chain

Начальная задачка для разрабов – какие метаданные располагать на блокчейне, а какие вне его. Т.е. метаданные будут «запекаться» конкретно в смарт-контракт либо располагаться раздельно?

Метаданные в блокчейне

Достоинства размещения метаданных в блокчейне:

  • Они повсевременно находятся рядом с токеном, что дозволяет им продолжать существовать за пределами работы какого-нибудь приложения
  • Они могут изменяться в согласовании с логикой самого блокчейна
  • 1-ый пункт важен, если предполагается, что активы будут иметь длительную ценность, причём, намного превосходящую первоначальную стоимость. К примеру, это произведение цифрового искусства, которое будет храниться «в протяжении веков», независимо от того сохранится ли уникальный веб-сайт, который употреблялся для сотворения и размещения этого предмета. Потому, тут принципиально, чтоб метаданные сохранились вкупе с токеном.

    Не считая того, для взаимодействия с метаданными может потребоваться логика блокчейна. К примеру, в случае с CryptoKitties, «поколение» CryptoKitty влияет на то, как стремительно коты плодятся (процесс замедляется от поколения к поколению). Таковым образом, логика снутри смарт-контракта обязана иметь возможность прочесть метаданные из его внутреннего состояния.

    Метаданные вне блокчейна

    Невзирая на эти достоинства, большая часть проектов хранят метаданные вне блокчейна из-за текущих ограничений в Ethereum. Как следует, эталон ERC721 содержит в себе способ tokenURI, который создатели могут применять чтоб сказать приложениям, где находить метаданные для данного элемента.

    Способ tokenURI возвращает общественный URL. Это, в свою очередь возвращает JSON-словарь данных, что-то вроде словаря для CryptoKitty. Эти метаданные должны соответствовать официальному эталону метаданных ERC721, чтоб их могли применять такие проекты, как OpenSea.

    В OpenSea стараются предоставить разрабам возможность создавать богатые метаданные, которые сумеют отображаться в самом OpenSea, потому к эталону ERC721 были добавлены расширения, дозволяющие разрабам применять такие вещи, как черты, анимация и цвета фона.

    Решения для хранения вне блокчейна

    Если вы решили хранить метаданные вне цепочки, то для этого есть несколько вариантов.

    Централизованные серверы

    Самый обычный метод хранения метаданных – это где-нибудь на централизованном сервере либо в пасмурном хранилище, таком как AWS.

    Хотя, естественно, это имеет определённые недочеты:

  • Разраб может изменять метаданные по собственному усмотрению
  • Если хостинг уйдёт в офлайн – метаданные станут недосягаемы
  • Чтоб решить вторую делему существует несколько служб (включая OpenSea), которые будут кэшировать метаданные на собственных собственных серверах, чтоб гарантировать доступность инфы, даже если начальный хостинг выйдет из строя.

    IPFS

    На сей день, всё больше разрабов в области цифрового искусства употребляют Межпланетную файловую систему (IPFS) для хранения метаданных вне цепочки. IPFS – это одноранговая система хранения файлов, которая дозволяет располагать контент так, что он сходу реплицируется на различных компах.

    Это гарантирует последующее:

  • Метаданные останутся постоянными, потому что они неповторимо адресуются хэшэм файла
  • До того времени, пока есть узлы, желающие располагать у себя эти данные – информация будет доступна
  • В истинное время, есть такие сервисы, как Pinata, которые упрощают этот процесс для разрабов, обрабатывая инфраструктуру для развёртывания и управления узлами IPFS, а ожидаемая сеть Filecoin (на теоретическом уровне) добавит слой поверх IPFS, чтоб провоцировать узлы располагать файлы.

    История сотворения NFT токенов

    Сейчас, когда мы осознаем, что такое не-взаимозаменяемые токены и как их делают – давайте разглядим, как они появились.

    *** год до н.э: до CryptoKitties

    Опыты с NFT начались ещё с возникновения цветных монет в сети Биткойн. Rare Pepes – иллюстрации персонажа лягушонка Пепе, сделанные на сделанные средством Counterparty на базе блокчейна Биткойна, были одними из первых. Некие из их по сути продаются на eBay, а на аукционе в Нью-Йорке выставляли целый набор.

    В свою очередь, первым тестом на базе Ethereum был проект CryptoPunks, который состоит из 10 000 неповторимых коллекционных панков, любой из которых владеет набором собственных черт.

    Сделанный командой Larva Labs, проект CryptoPunks представлял собой рыночную торговую площадку, которую можно применять средством таковых кошельков, как MetaMask, что понижает барьер для входа при работе с технологией NFT.

    На сей день, с учётом ограниченного предложения и мощного бренда в обществе первопроходцев – проект CryptoPunks, возможно, является наилучшим кандидатом на звание реального цифрового антиквариата.

    Не считая того, тот факт, что панки «живут» в сети Ethereum, делает их совместимыми с большинством торговых площадок и кошельков. Хотя, в этом плане, они уступают новеньким активам, т.к. предшествуют эталону ERC721.

    0 год н.э: рождение CryptoKitties

    CryptoKitties стал первым проектом, который сделал технологию NFT мейнстримом. Запущенная в конце 2017 года на хакатоне ETH Waterloo – команда CryptoKitties показала примитивную сетевую игру, которая позволяла юзерам вместе разводить цифровых котов для производства новейших котов различной степени редкости. Коты нулевого поколения были проданы с голландского аукциона по снижающейся стоимости, а новейшие коты были бы проданы на вторичном рынке.

    И, хотя, позднее некие окрестили CryptoKitties «ненастоящей игрой», команда вправду сделала почти все для того, чтоб стать пионером игровой механики, беря во внимание ограничения блокчейна. К примеру, они сделали метод разведения котов на блокчейне, «зашитый» вовнутрь смарт-контракта с закрытым начальным кодом, который определял генетический код и, соответственно, атрибуты кота.

    Добавочно, команда CryptoKitties обеспечила рандомность разведения средством сложной системы стимулирования и дальновидно зарезервировала неких котов с низким ID для следующего использования в рекламных целях.

    К тому же, они являются создателями голландского аукционного механизма, который, потом, стал основополагающим способом определения цены активов NFT.

    Восхитительная дальновидность команды CryptoKitties отдала для технологии NFT серьёзное убыстрение ещё в самом начале пути.

    Предположительно, фуррор CryptoKitties можно разъяснить последующими вещами.

    Спекулятивная механика

    Механизм разведения и торговли в CryptoKitties дозволил выработать чёткий метод получения прибыли: приобрести пару котов, разводить их, чтоб получить наиболее редчайшую особь, перепродать кота, повторить. Ну либо просто приобрести редчайшего кота и ожидать пока кто-то придёт и купит его. В общем, пока новейшие юзеры приходят и играют – цены будут лишь расти.

    В период основного ажиотажа – общий объём монет в CryptoKitties составлял ~5000 ETH, а обладатель Cat#18 продал его за 253 ETH ($110 000 на момент реализации). Позже, этот рекорд был побит продажей кота Dragon за 600 ETH ($140 000 на сентябрь 2018 года). Правда, почти все считают, что сделка была нелегальной. Таковым образом, высочайшие цены завлекли ещё больше юзеров к данной для нас «золотой лихорадке».

    Вирусная история

    Ещё одна часть фуррора CryptoKitties – это история. CryptoKitties были замечательными, общедоступными и весёлыми, а мысль покупки цифрового кота за 1000$ была так абсурдной, что стала хорошей новостью.

    CryptoKitties: феерическая история кошачьего хайпа

    Не считая того, неизменные юзеры игры «сломали Ethereum», что {само по себе} явилось историей.

    Так как Ethereum может обрабатывать лишь ограниченное число транзакций (~15 транзакций за секунду), то загрузка пропускной возможности сети привела к повышению пула ожидающих транзакций и увеличению цен на газ. Среднесуточный объём незавершённых транзакций вырос с 1500 транзакций до 11 000 транзакций. Новейшие будущие покупатели цифровых котов платили астрономические сборы и часами ждали доказательства собственных транзакций.

    Все эти причины закономерно привели к возникновению «пузыря CryptoKitties»: спрос приходит в мир CryptoKitties, цены вырастают, что содействует ещё большему спросу. Но, естественно же, все пузыри в итоге должны разорваться. Сначала декабря средние цены на котов начали падать, а объём существенно снизился.

    Почти все соображали, что игровой процесс, который был достаточно примитивен по отношению к «настоящим играм», не будет задерживать широкую аудиторию, где спекулянты не в счёт. Как хайп прошёл – рынок свалился, и, на сей день, CryptoKitties делает лишь около 50 ETH в недельку.

    Общий и средний дневной оборот ETH в CryptoKitty
    2018: хайп, игры в «жаркую картошку» и слои второго уровня

    Невзирая на общий спад на рынке – 1-ые деньки возникновения CryptoKitties на рынке предоставили для почти всех магический момент. В первый раз определённой команде удалось развернуть нефинансовое приложение на базе блокчейна, которое, пусть всего на несколько недель, но, сделалось техническим мейнстримом. Уже опосля возникновения CryptoKitties, сначала 2018 года, NFT также достаточно стремительно прошли через 2-ой цикл ажиотажа, когда инвесторы и предприниматели направили внимание на перспективы новейшего метода владения цифровыми активами.

    Игры второго уровня и доп надстройки

    Скоро, поверх CryptoKitties, стали появляться игры второго уровня, которые создавались посторонними разрабами без какого-нибудь дела к главный команде CryptoKitties. Чудо CryptoKitties заключалось в том, что такового рода надстройки можно разрабатывать без специального разрешения: создатели просто располагали собственные приложения поверх общедоступного смарт-контракта CryptoKitty.

    Да, в неком смысле, CryptoKitties могут работать вне собственного начального окружения. К примеру, в игре Kitty Race обладатели котов состязаются меж собой за заслугу в ETH, а KittyHats дозволяет дополнить собственных питомцев шапкой и иными элементами.

    Позже, Wrapped Kitties соединила CryptoKitties с технологией DeFiby, что позволило перевоплотить котов в многофункциональные токены ERC20, которыми можно вести торговлю на децентрализованных биржах. Непременно, это имело различные достойные внимания последствия для рынка CryptoKitties.

    Читайте также:  Сложность майнинга выросла практически на 7%

    Добавочно, не так давно сделанная компания Dapper Labs соединила обозначенные способности в проекте KittyVerse.

    Жаркий картофель

    Также, данный период обозначен возникновением игр по принципу «жаркого картофеля». Если вы уже понимаете, что такое «жаркий картофель» в играх NFT, то вы реальный олдфаг. В январе 2018 года была запущена игра под заглавием CryptoCelebrity, с довольно обычный механикой. Поначалу требовалось приобрести коллекционных NFT знаменитостей. Опосля этого знаменитость сходу становится покупаемой т.е. «отрывной», причём по наиболее высочайшей стоимости нежели начальная стоимость. Когда кто-то покупает вашу знаменитость – вы, соответственно, получаете прибыль в виде различия меж ценой покупки и реализации (за вычетом комиссии разрабам).

    Таковым образом, если найдётся кто-то желающий приобрести вашу знаменитость – вы получите прибыль. Но, если этого не произойдёт, и вы окажетесь крайним, кто пожелал её приобрести, то, соответственно, вы останетесь в проигрыше.

    CryptoCelebrity оказались неописуемо вирусными из-за данной для нас спекулятивной механики, а такие знаменитости, как Дональд Трамп продавались по астрономически высочайшим ценам – $123 ETH либо 137 000 на то время. И невзирая на то, что тогда игра CryptoCelebrity, возможно, больше навредила сфере NFT – по сути стоит считать, что опыты с ценообразованием и аукционными механизмами являются достаточно увлекательной частью данной для нас отрасли.

    Энтузиазм для венчурного капитала

    Венчурный капитал и криптовалютные фонды начали интересоваться сферой NFT ещё сначала 2018 года. CryptoKitties завлекли $12 млн от ведущих инвесторов сначала года и $15 млн в ноябре.

    Проект Rare Bits, основанный соучредителями Farmville, и блокчейн-студия Lucid Sight также собрали по $6 млн сначала 2018 года.  Позднее, проект Forte привлёк от игрового фонда Ripple $100 млн. Immutable, компания, стоящая за Gods Unchained, также завлекла $15 млн от Naspers Ventures и Galaxy Digital, а Mythical Games, во главе с Javelin Venture Partners, собрали $19 млн для флагманской игры Blankos Block Party на EOS.

    В свою очередь, проект OpenSea тоже собрал умеренные исходные и стратегические инвестиции, чтоб продвинуть собственное видение на создание общего открытого рынка, за что признателен своим инвесторам.

    2018-2019: продолжение работы

    Опосля маленького ажиотажа сначала 2018 года – всё успокоилось, и проекты NFT возвратились к работе. Такие команды, как Axie Infinity и Neon District, которые возникли скоро опосля CryptoKitties – удвоили свои общества. Ресурс NonFungible.com запустил платформу для отслеживания рынков NFT и утвердил термин «не-взаимозаменяемый» в качестве основного термина для описания новейшего класса активов.

    Цифровое искусство

    В свою очередь, в мире искусства также заинтересовались NFT. Да, цифровое искусство оказалось естественным подспорьем для не-взаимозаменяемых токенов.

    Основную ценность физического предмета искусства представляет возможность обосновать право на его владение, и где-нибудь этот предмет показать, что наиболее чем реально в цифровом мире. Потому группа заинтересованных цифровых живописцев немедля начала экспериментировать.

    Возникли платформы для публикации цифрового искусства: SuperRare, Known Origin, MakersPlace и Rare Art Labs, а такие живописцы, как JOY и Josie употребляли смарт-контракты, создав для себя реальный бренд.

    Cent, соц сеть с системой микроплатежей, стала пользующимся популярностью обществом, где люди могут делиться цифровым искусством и дискуссировать его.

    «Tune In» от Josie, которая была продана на OpenSea за 6 ETH
    Платформы для сотворения NFT

    Платформы для сотворения NFT разрешают хоть какому «чеканить» NFT, независимо от того, владеет ли он способностями в развёртывании смарт-контрактов. Проекты Mintbase и Mintable предоставили обыденным людям инструменты, дозволяющие просто создавать собственные NFT.

    В свою очередь, платформа Kred дозволила обычным людям создавать визитные карточки, предметы коллекционирования и купоны. Также, Kred стала партнёром конференции CoinDesk Consensus, и сделала цифровые NFT пакеты «Swag Bag» для гостей.

    Добавочно, стоит упомянуть проект под заглавием Marble Cards, который добавил увлекательную фишку, позволяя юзерам создавать неповторимые цифровые карточки на базе хоть какого URL средством процесса «marbling» [мраморность]. Это дозволяло автоматом генерировать изображение и неповторимый дизайн, основанные на содержании URL, что привнесло некоторое противопоставление в мире цифрового искусства в ответ на «мраморность» [статичность] обыденных крипто-артов.

    Приход классической IP [Intellectual property]

    Обладатели IP – обычных предметов умственной принадлежности [как пример – спортивные карточки], вослед за CryptoKitties, также сделали несколько «вылазок» в крипто-коллекционное место.

    Проект MLB [Major League Baseball] заключил партнёрское соглашение с разрабом игр Lucid Sight, чтоб запустить в апреле 2018 года новейшую игру под заглавием MLB Crypto Baseball, которая продаёт коллекционные предметы на базе блокчейна.

    «Формула-1» также заключила партнёрское соглашение с Animoca Brands, чтоб запустить на блокчейне игру – F1DeltaTime, в рамках которой на OpenSea был продан кар «1-1-1», стоимостью $100 000.

    Очередной пример – Star Trek, который, вместе с Lucid Sight, разметил набор кораблей в игре Crypto Space Commanders. В предстоящем, сюда присоединились ещё несколько лицензированных футбольных карточных компаний, включая Stryking и SoRare.

    Добавочно, совершенно не так давно Panini America, один из больших продавцов предметов коллекционирования, выпустил на базе блокчейна коллекционную карточку. MotoGP также работает с Animoca Brands над созданием блокчейн-игры.

    Лидерство Стране восходящего солнца

    Японские игры вправду обозначили путь для реализации наиболее продвинутого игрового процесса, что завлекло ранешних разрабов в разных странах. My Crypto Heroes, ролевая игра с развитой внутриигровой экономикой, вышла на сцену и продолжает лидировать в рейтингах DappRadar.

    My Crypto Heroes была одной из первых игр, где была реализована теория владения чем-либо на блокчейне и наиболее проработанный геймплей вне блокчейна. Юзеры могут применять собственных героев снутри игры, а потом передавать их в Ethereum, когда желают реализовать их на вторичном рынке.

    https://twitter.com/marnold_mch/status/1195251156580106240

    Расширение виртуальных миров

    Новейшие виртуальные миры, основанные на блокчейне, также употребляли NFT для доказательства права владением землёй и внутренними активами.  Проект Decentraland, который привлёк $25 млн для собственного токена MANA в период ICO, воплотил земляные участки в собственной виртуальной вселенной на общую сумму в $10 млн. Активы NFT в Decentraland имели еще больший объём торгов нежели хоть какой иной проект NFT в 2018 году.

    На сей день, у проекта Decentraland есть открытая бета-версия с некими ранешними наработками, таковыми как гоночная игра Battle Racers, в которую можно играться на местности всего мира.

    https://twitter.com/NFTCrypto/status/1158087390814040064

    Cryptovoxels – иной проект виртуального мира, употреблял несколько наиболее узкий подход. CryptoVoxels, предоставляет обыкновенные способности на базе технологии webVR, и был основан посреди 2018 года всего одним разрабом. Проект равномерно расширял свою вселенную, стараясь не продавать больше земли, нежели на то имелся спрос. На сей день, итоговый объём сделок в CryptoVoxels составил наиболее 1700 ETH – при всем этом, средняя стоимость земли неприклонно растёт.

    Музей цифрового искусства во вселенной CryptoVoxels

    Самый захватывающий нюанс в CryptoVoxels и Decentraland – это возможность показать свои NFT снутри мира. Энтузиасты-коллекционеры сделали музеи CryptoKitty, художественные галереи киберпанка, календарь событий в мире NFT, башни, заполненные наилучшими проектами NFT, также магазины, где можно приобрести носимые предметы для собственного цифрового персонажа.

    CryptoVoxels становится пользующимся популярностью посреди цифровых живописцев, в особенности, посреди юзеров Cent, новейшей контент-платформы, направленной на крипто-сообщество.

    Некие живописцы даже делают свои собственные валюты либо т.н. «социальные средства», используя приложение Roll, которое дозволяет просто развернуть новейший токен ERC20, и выставить свои произведения на продажу в своей социальной валюте.

    На сцену вышли и остальные проекты виртуального мира, в том числе, такие как Somnium Space, также High Fidelity – проект от создателей известного Second Life. Проект Sandbox, использующий Roblox – платформу для разрабов, созданную для расширения способностей создателей контента, также не так давно начал продажу земли в собственной вселенной.

    Enjin, которая получила 75 041 ETH в процессе ICO в конце 2017 года, расширила свою платформу-«мультивселенную» до целой экосистемы игр, основанной на эталоне ERC1155. Одной из главных особенностей Enjin является возможность переносить предметы из одной игры в другую. К примеру, команда Enjin выпустила «всепригодный» топор Oindrasdain, который был добавлен в игру Forgotten Artifacts, в виде экипировочного орудия, что дозволяло игрокам, ранее владевшим им, опробовать его конкретно в данной для нас игре.

    Коллекционные карточные игры

    Коллекционные карточные игры с самого начала казались более естественной реализацией для NFT. Физическая карточная игра, таковая как Magic the Gathering – это еще больше, нежели просто игра. Это целая экономика с десятками сопутствующих веб-сайтов и торговых площадок для покупки, реализации и обмена.

    И, хотя, такие цифровые эквиваленты Magic the Gathering, как Hearthstone могли, на теоретическом уровне, сделать игровой рынок для собственных карт – такие усилия были бы очень массивными и не непременно соответствовать бизнес-модели реализации новейших колод. В свою очередь, блокчейн дозволяет одномоментно создавать вторичные торговые площадки, которые могут работать вне игры.

    Опосля собственного пресейла в объёме $5 млн – компания Immutable запустила игру Gods Unchained, может быть, самую раскрученную блокчейн-игру на сей день.

    1-ая известность к ним пришла опосля того, как карточная игра Hearthstone воспретила одному из собственных игроков участвовать в турнирах из-за роли в политических протестах в Гонконге:

    https://twitter.com/Slasher/status/1181442535962632193

    ***

    В процессе рассмотрения ситуации мы нашли, что действие игрока нарушило положения документа Hearthstone Grandmasters Official Competition Rules 2019, раздел 6.1, и схожее поведение не соответствует политике Blizzard и Hearthstone.

    Grandmasters Official Competition Rules 2019 v1.4 

    «Самовольное роль в всех действиях, которые дискредитируют Blizzard, также, обижают какую-либо общественную группу либо её часть, и, тем, наносят вред репутации Blizzard – ведёт к удалению игрока из рядов гроссмейстеров и полному лишению призовых. Добавочно, могут быть приняты меры иной правовой защиты, предусмотренные политикой Blizzard».

    Гроссмейстеры – высший эшелон Hearthstone, и мы весьма серьёзно относимся к нарушению правил. Опосля окончания расследования – мы предпримем все нужные меры для предотвращения схожих инцидентов в дальнейшем.

    Решение вступает в силу немедля, потому игрок Blitzchung исключается из рядов гроссмейстеров и не получит призов за 2-ой сезон. Не считая это он не имеет права участвовать в турнирах Hearthstone в течение всего последующего года, начиная с 5 октября 2019 года.

    ***

    Тогда представители Gods Unchained сделали последующее заявление:

    ***

    «Blizzard воспретили Blitzchung участвовать в турнирах и лишили его выигрыша в Hearthstone, поэтому что они хлопочут о деньгах больше, чем о свободе. Мы сами выплатим положенное ему вознаграждение и предоставим билет на наш турнир с призовыми – $500 000: ни один игрок не должен быть наказан за свои убеждения».

    ***

    Команда Gods Unchained «заблокировала» карты (допустимое отклонение в главный функциональности ERC721) на долгий период до пуска игры. В протяжении этого периода посторонние торговые площадки дозволяли выставлять карты на продажу, но, по сути, их недозволено было приобрести, т.к. передача была неосуществимой. Потому, когда в ноябре карты были разблокированы – рынок Gods Unchained взорвался, и объём вторичной торговли превысил $1,3 млн.

    В это время, несколько остальных карточных игр также тихо собирали посвящённых поклонников. Игра Skyweaver от компании Horizon Games собрала на стартовом раунде $3,75 млн, и выпустила публичную бета-версию.

    В свою очередь, игра Epics первой вошла в киберспорт посреди коллекционных карточных игр на базе блокчейна, а CryptoSpells – карточная торговая игра из Стране восходящего солнца, заняла фаворитные позиции на японском рынке.

    Децентрализованные сервисы доменных имён

    3-ий по величине «класс активов» в NFT (поле игр и цифрового искусства) – это сервисы доменных имён, подобные доменам именам «.com», но, основанные на децентрализованной технологии. Служба доменных имён в Ethereum, которая была запущена в мае 2017 года и финансируется Фондом Ethereum, в период 2017-2018 гг. заблокировала в именах 170 000 ETH – удачные заявки на покупку врубаются в смарт-контракт, на тот период, пока участник торгов обладает доменом.

    В мае 2019 года команда модернизировала смарт-контракт ENS, чтоб он стал совместимым с ERC721, что дозволяет вести торговлю именами на открытых площадках NFT.

    В октябре 2019 года платформа OpenSea сотрудничала с ENS для проведения аукционов для 3-6 доменных имён с внедрением механизма британского аукциона. Совокупная стоимость победивших заявок составила 5 698 ETH. Ознакомиться с некими увлекательными статистическими данными можно тут [англ].

    https://twitter.com/Flynnjamm/status/1212142551043575815

    Добавочно, возникли т.н. «неуничтожимые домены» [Unstoppable Domains] – домены с наиболее спекулятивным подходом к децентрализованным сервисам доменных имён, в итоге что, компания Draper Associates и Boost VC получили $4 млн в первом раунде финансирования. В предстоящем, сначало основанные на блокчейне Zilliqa, «неуничтожимые домены» обзавелись доменом «.crypto» в виде актива ERC721.

    В свою очередь, команда Kred работает над NFT, совместимыми с ENS и DNS. Хранение токена Kred в вашем кошельке даёт для вас доступ к управлению сиим именованием как в DNS (ссылка на сайт), так и в ENS (ссылка на кошелёк либо договор).

    Остальные опыты

    В то время, как большая часть тестов в NFT проводились в области игр и коллекционирования – равномерно появлялись и остальные варианты использования технологии. Так на мероприятия NFT.NYC и Token Summit билеты продавались в виде NFT, а командой Coin.Kred была сотворена виртуальная «сумка» для хранения предметов NFT.

    В свою очередь, компания Binance также выпустила торжественные коллекционные предметы NFT, а Microsoft сделала Azure Heroes – значки для участников системы Azure.

    Необходимо отметить, что 1-ое большое мероприятие в Северной Америке – NFT.NYC 2019 собрало наиболее 500 участников и наиболее 80 докладчиков на известной Таймс-Сквер в Нью-Йорке, чтоб обсудить развитие экосистемы NFT.

    Crypto Stamp – проект австрийской почтовой службы также предлагал покупателям официальных физических марок «точку входа» в мир цифровых коллекционных предметов. На каждой физической марке имеется секция с непрозрачным защитным покрытием, под которой клиент найдёт закрытый ключ с маленьким количеством ETH и цифровую копию самой марки, которую позже можно выставить на продажу в OpenSea. Проект был в особенности увлекательным, т.к. связывал дефицитный цифровой активы с полезным физическим активом и завлекал имеющееся общество коллекционеров.

    Добавочно, Dapper Labs, создатели CryptoKitties, запустили турнирную игру CheezeWizards. Любопытно, что в игре произошёл хард-форк, который привёл к существованию как «не-пастеризованных», так и «пастеризованных» волшебников, и всё из-за начальной ошибки в смарт-контракте. Владея сложным геймплеем на блокчейне – проект выделил необходимость в стандартизации размещения метаданных NFT, способности обновления смарт-контракта и гарантии того, что механизм аукционов будет изменяться в согласовании с главными атрибутами предметов.

    Утраты и восстановление

    Да, эти годы не обошлись без жертв. Практически все игры с концепцией «жаркого картофеля», которые возникли в 2018 году – уже мертвы (хотя как и раньше доступны для просмотра на OpenSea).

    Умопомрачительно, но, некие из этих проектов всё же были возвращены к жизни членами их общества. И CryptoAssault, и Etheremon (сейчас Ethermon) были восстановлены. Также была плохая попытка воскресить CryptoCelebrities средством сотворения игры, позволяющей заниматься «разведением» знаменитостей.

    Легенды о «не-взаимозаменяемых» токенах

    Сейчас, когда был дан общий обзор сферы – стоит побеседовать о связанных с ней некорректных представлениях.

    Спрос провоцирует только один недостаток

    1-ое время, сходу опосля возникновения экосистемы NFT токенов, числилось, что юзеров будет заботить доказуемый недостаток NFT, и они поторопятся приобрести NFT только поэтому что они расположены на блокчейне.

    Но, по сути, стоит считать, что спросом, сначала, движут наиболее классические вещи: полезность и происхождение.

    Механизм очевиден: я готов приобрести билет NFT, поэтому что он дозволяет участвовать мне в конференции, я готов приобрести произведение искусства, если смогу показать его в виртуальном мире, я готов приобрести предмет, если он даст мне особенные возможности в игре.

    Добавочно, принципиальна теория происхождения, т.е. история актива NFT. Откуда это? Кто обладал сиим ранее? По мере развития сферы NFT – истории увлекательных NFT активов стают всё наиболее сложными и начинают оказывать воздействие на ценность токена.

    Смарт-контракты делают активы «нескончаемыми»

    Существует мировоззрение, что лишь благодаря смарт-контракту NFT активы будут существовать вечно. Тут упускается из виду тот факт, что есть и остальные объекты, к примеру, сайты и мобильные приложения, которые служат порталом для взаимодействия с обыкновенными юзерами. Если таковой «портал» выходит из строя – активы теряют всякую ценность.

    Естественно, может быть, в дальнейшем децентрализованные приложения сумеют быть развёрнутыми стопроцентно распределённым, «не-убиваемым» методом, но, на данный момент мы всё же живём в гибридном мире.

    Абстрагирование блокчейна решит все трудности

    В 2018-2019 гг. в неких проектах применялся подход т.н. «абстрагирования блокчейна», когда вся внутренняя механика NFT пряталась от юзеров, которым предоставлялся кошелёк, размещённый на удалённом сервере, с доступом по логину и паролю.

    Да, это был увлекательный подход, так как он предполагал всё те же принципы упрощённой адаптации, что и централизованные приложения. Но, неувязка заключалась в том, что, при всем этом, была утрачена настоящая сопоставимость с остальной экосистемой NFT: виртуальными мирами, кошельками, торговыми площадками и т.д.

    Необходимо отметить, что проекты, которые подключаются к имеющейся экосистеме NFT впрямую, может быть, жертвуя неким юзабилити в короткосрочной перспективе, обычно, наиболее презентабельны для сегодняшнего общества юзеров.

    Рынок токенов NFT

    Текущий объём рынка

    Рынок NFT токенов как и раньше достаточно мал, и измерить его мало труднее нежели рынок криптовалют, беря во внимание отсутствие спотовых цен на активы. Данный анализ фокусируется на вторичном объёме торговли, т.е. на p2p продажах токенов, что употребляется как индикатор рынка.

    На сей день, метрика оценивает объём вторичного рынка в $2-3 млн за месяц, а за крайние полгода главными стали несколько определенных проектов.

    Рост рынка

    Количество юзеров, взаимодействующих с NFT, что определено объёмами передачи, ролью в торгах, также количеством покупок и продаж. Рынок медлительно, но, неприклонно растёт.

    Опосля пузыря CryptoKitties в конце 2018 года число неповторимых учётных записей, взаимодействующих с экосистемой NFT, медлительно, но, неприклонно росло – с ~8500 учётных записей в феврале 2018 года до наиболее 20 000 учётных записей в декабре 2019 года.

    При всем этом, похоже, что рынком движет основная группа опытнейших юзеров. Например, на OpenSea средняя сумма на всякого торговца составляет $71,96, в то время, когда отдельный торговец может воплотить активы на сумму в ~$1178, что гласит о большенном количестве активных продавцов.

    Также, стоит учесть, что большие официальные аккаунты существенно наращивают среднее значение. На всякого покупателя в OpenSea в среднем приходится покупок на $42,72, в то время, как отдельный клиент может издержать ~$943,81.

    Добавочно, беря во внимание темпы роста рынка NFT, возможно, неплохим методом измерить его рост станет исследование энтузиазма разрабов к данной для нас сфере, что является типичным «опережающим индикатором». В крайний год число сделанных смарт-контрактов ERC721 в сети растёт в геометрической прогрессии – к июню 2019 года количество новейших разрабов на рынке достигнуло тыщ.

    ***

    Механизмы реализации

    В истинное время, NFT продаются в главном за ETH на децентрализованных биржах. Умопомрачительно не много торгов в таковых стейблкойнах, как DAI либо USDC, возможно, из-за заморочек с покупкой этих монет.

    Для реализации дешёвых активов почаще употребляются механизмы голландского аукциона и реализации по фиксированной стоимости, тогда как для наиболее дорогих активов, таковых как сверхценные карты Gods Unchained либо знаменитые игровые предметы – употребляют механизм британского аукциона (в стиле eBay). Бандлы (сборники) также являются весьма пользующимся популярностью способом реализации, и процент их продаж с декабря 2019 года неприклонно вырос до 20%.

    Пересечение в сфере NFT

    Да, таковой вопросец: пересекаются ли меж собой интересы участников разных проектов NFT? Являются ли различные общества относительно изолированными друг от друга (игроки в Gods Unchained играют лишь в Gods Unchained) либо меж ними всё же есть коммуникация? Может ли энтузиаст CryptoKitties обладать доменом ENS и, при всем этом, добавочно участвовать в каком-либо цифровом арт-проекте?

    Диаграмма сети NFT на базе необработанных данных с ~ 400 000 адресов в OpenSea

    Takens Theorem, анонимный, но, весьма миролюбивый акк в Твиттер с умопомрачительным анализом экосистемы блокчейна (весьма рекомендуется подписаться), провёл анализ пересечений интересов меж разными обществами NFT.

    Выше приведена схема общей сети, основанная на необработанных данных с 400 000 адресов в OpenSea. На наружном кольце любая локальная сеть состоит из адресов, которые обладают хотя бы одним типом NFT. Количество отображаемых узлов в локальной сети соответствует фактическим данным, к примеру, тыщи адресов имеют лишь CryptoKitties. Размер всякого узла зависит от его баланса.

    В Gods Unchained можно созидать, что почти все адреса имеют много карт (колода!). Серые узлы, которые соединяют проекты NFT, представляют собой известные шаблоны совместного владения. Также, есть тыщи адресов, которые обладают 2-мя различными игровыми NFT – они в особенности приметны справа. Добавочно, есть и остальные наиболее маленькие шаблоны совместного владения – к примеру, меж Cryptovoxels и Decentraland, также меж ENS и почти всеми иными проектами, на что указывают «разветвления» связей меж разными проектами.

    Что ждёт NFT в 2020 году?

    Если вы прочитали ранее места – примите поздравления! Стоит возлагать, что вы узнали много новейшего о этом смешном и необычном мире NFT, и будете так воодушевлены, что ознакомитесь поближе хотя бы с несколькими обозначенными проектами, и, может быть, создадите свой. В последующем посте представители OpenSea обещают обсудить будущее NFT, и отдать прогнозы на наиблежайшие несколько лет.

    Создатель: DEVIN FINZER – CEO и со-основатель OpenSea

    Источник

    About Adminer

    Check Also

    Для чего денежным институтам биткойн? Выпуск Bitcoin Tech Talk №198

    Денежные университеты проявляют энтузиазм к биткойну уже издавна. Логично, что почти все колеблются в их …

    Добавить комментарий